Авторский надзор систем отопления
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2018 » Август » 9 » О состоянии и перспективах развития нефтяного комплекса
    06:23
    О состоянии и перспективах развития нефтяного комплекса
    -->

    6-7 июня в Москве состоялась Международная конференция «Современные технологии и оборудование, промышленное строительство в нефтегазопереработке и нефтехимии России». На конференции выступил председатель подкомитета по нефтяному комплексу Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы РФ Евгений Галичанин:

    — В течение многих лет нефтегазовый комплекс (НГК) является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов. В настоящее время НГК обеспечивает 70% общего потребления первичных энергоресурсов и почти 80% их производства. Оставаясь главным источником налоговых (около 40% доходов Федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На его долю приходится 12 % промышленногo производства России и 3% занятых в нем.

    Однако нефтяная промышленность, основа комплекса, в последние годы характеризуется понижающимися показателями развития, к которым в первую очередь следует отнести резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях.

    Главной причиной такой ситуации является естественное истощение конечной по своей природе сырьевой базы на определенной стадии эксплуатации, которое достаточно явственно проявилось еще в 80-е годы.

    Уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях. Основные приросты запасов здесь были получены, в основном, за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные. Ускоренно растут также объемы списания запасов как не подтвердившихся. Продолжает ухудшаться структура запасов — доля «трудноизвлекаемых» уже достигла 55 — 60% и продолжает увеличиваться. Расчеты показывают, — чтобы только поддерживать сложивщиеся уровни добычи нефти, необходимо ежегодно вводить новых мощностей как минимум на 10 %, или — не менее 40 млн. тонн.

    По оценке Министерства природных ресурсов (МПР) «планируемая добыча нефти в России обеспечена разведанными запасами только до 2010 года». По данным Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, разведанные запасы страны по нефти уменьшились, и к 2005 году составили 84.5% запасов от уровня 1991 года. Уже 10 лет практически нет прироста. Ежегодно открывается 200 — 300 млн. тонн новых запасов, но одновременно примерно столько же списывается из ранее открытых, как не подтвердившихся. Устойчиво снижаются новые открытия: 2001 г. — 375 млн.т., 2002 г. — 254 млн.т., 2003 — 240 млн.т., 2004 — 220 млн.т.. Указанная тенденция сохраняется и в настоящее время. Если в эту негативную ситуацию не вмешаться, то перспектива развития отрасли станет для нее угрожающей.

    При этом прогноз по пятилетиям может выглядеть следующим:

    — 2005 – 2010г.г., накопленная добыча нефти с газовым конденсатом (млн.т.) – 2830; прирост запасов – 2235.

    — 2011 – 2015г.г., добыча – 2500; прирост запасов – 2000.

    — 2016 – 2020г.г., добыча – 2600; прирост запасов – 2200.

    Таким образом, всего за эти годы ожидается накопленная добыча нефти с газовым конденсатом в объеме 7930 млн.т., а прирост запасов – 6435 млн.т.

    Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вводимых в эксплуатацию новых залежах необходимы новые технологии, со значительно большими затратами финансовых и материально — технических ресурсов, нежели при использовании традиционных систем разработки. Более 70% запасов нефтяных компаний находится в диапазоне низких дебитов скважин на грани рентабельности. Если 15 лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитами скважин менее 25 т/сутки составляла около 55%, то в настоящее время такую долю (55%) уже составляют запасы с дебитами до 10 т/сутки. Свыше трети разрабатываемых нефтяных месторождений имеют обводненность более 70%.

    Ухудшилось использование фонда скважин, сократилось их общее количество. Значительно вырос фонд бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда.

    Таким образом, фактически уменьшение неработающего фонда скважин в последние годы произошло за счет перевода скважин из бездействующего фонда в консервацию, а не за счет их ввода в эксплуатацию.

    Неработающий фонд скважин привел к разбалансированию систем разработки месторождений, выборочной отработке запасов наиболее доступной нефти. В конечном счете, все это ведет к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов. Нефтеотдача может уменьшиться на 5-8%, что при сегодняшнем объеме вовлеченных в разработку запасов нефти и текущих мировых ценах эквивалентно потере 80 – 100 млрд.дол. США и является грубейшим нарушением Закона «О недрах» в части рационального использования недр.

    Основная причина перевода скважин в категорию бездействующих и консервацию — низкий дебит нефти и высокая обводненность продукции, делающие их эксплуатацию для компаний убыточной в рамках действующей налоговой системы. Эта система ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений с высокой долей горной ренты в цене. Она не является гибкой и поэтому не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности продукции.

    В силу изложенного, высока доля нерентабельных запасов. Обеспеченность рентабельными в разработке запасами, по России в целом не превышает 20-25 лет, а по некоторым компаниям 15-20 лет, что соответствует продолжительности разработки одного среднего месторождения.

    На первый взгляд, если глубоко не вникать в дела отрасли, сегодня нефтедобыча под воздействием мировой конъюнктуры на нефть выглядит относительно благополучно. Однако следует не забывать, что на внешнем рынке, хотя и действуют законы реального спроса, приводящие к увеличению экспорта нефти, наблюдающийся неуклонный рост в настоящее время приблизился к своим техническим (с точки зрения мощностей транспортировки) и экономическим пределам.

    Все изложенное выше предопределяет необходимость высокой заблаговременности принимаемых в отношении отрасли решений для того, чтобы их действие оказалось эффективным.

    Во многом, перечисленные задачи могут быть решены путем совершенствования нормативно-правовой базы, которая требует срочной модернизации. Доказательством этому является следующее. Например, в законе «О недрах» прописано, что «разработка месторождений осуществляется в соответствии с утверждёнными техническими проектами» (ст.23.2). Эта позиция прямо проистекает из Конституции РФ, где в преамбуле отмечается, что она (Конституция) принята многонациональным народом Российской Федерации, в частности, «исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».

    Форсирование добычи, нарушающее проект разработки, обеспечивает интересы «нынешнего» поколения, но оставляет проблему ресурсов будущим поколениям.

    Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение утверждённого проекта разработки. Однако он не решает проблему полностью, ибо, во-первых, установлен штраф, имеющий скорее условную величину при потере в миллионы долларов. Во-вторых, до конца так и неясно кто должен контролировать реализацию проекта.

    В настоящее время добывающая компания самостоятельно заказывает проект и сама же его утверждает. В новой управленческой структуре Минпромэнерго РФ «не в праве осуществлять функции по контролю и надзору» (п.7, Положения о Минэнерго, Постановление Правительства РФ от 16 .06.04 .N 284). Федеральное агентство по недропользованию, находящееся в ведении Минприроды РФ уполномочено осуществлять «рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых» (п.5.3.13. Положение об агентстве по недропользованию Постановление Правительства РФ от 17.06.04 N 293). Из приведенной «размытой» формулировки так и не ясно, несет «согласовавший» какую-либо ответственность за свое решение или нет.

    Недра в России, как и везде в мире, находятся в государственной собственности. Передавая их в пользование, государство обязано контролировать проектные условия добычи.

    В этой связи внимательного рассмотрения требует опыт других нефтедобывающих стран, например входящих в ОПЕК, где проектная мощность не достигает своей полной загрузки и в целом по группе этих стран составляет в среднем в год 85%.

    Совершенствование системы налогообложения – еще одно из важнейших направлений интенсификации добычи нефти в старопромысловых и малорентабельных районах. Очевидно, что «плоская» шкала налогообложения не стимулирует соблюдение проектных режимов отбора нефти, внедрения методов повышения нефтеотдачи и восполнения ресурсной базы. Более того, недеференцированное, постоянно растущее повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по цепочке стимулирует неудержимый рост внутренних цен на нефтепродукты. В итоге массовый потребитель (налогоплательщик) становится заложником раскручиваемой инфляционной спирали.

    К сожалению и принятые в 2006 году поправки в налоговый кодекс о изменении порядка уплаты НДПИ с 1 января 2007 года полностью проблему не решают. Во-первых, потому что, послабление налогового бремени при разработке месторождений с выработанностью 80% и более, не покрывает убытки при их разработке. И, во-вторых, даже по тем перспективным площадям Восточной Сибири, которые обозначены в законе (регионы республики Саха (Якутия), Красноярский край и Иркутская область), практическую отдачу, т.е. задействовать прогнозные ресурсы в хозяйственный оборот, возможно, будет в лучшем случае не ранее чем через 10 – 15 лет.

    Следует отметить, что попытка решения многих проблем в нефтяной отрасли в рамках законодательства была предпринята еще в 1995 году рассмотрением в Государственной Думе законопроекта «О нефти и газе». Между тем, не достаточная разработанность в то время основополагающих законодательных актов соответствующих духу и времени рыночной экономики, и прежде всего таких как «Бюджетный Кодекс», «О недрах» и др. не позволило довести начатое дело до конца. В нынешнее время отсутствие такого базового закона становится тормозом развития не только нефтяной, но и смежных с ней других отраслей. О том, что эта работа объективно необходима, говорит факт разработки и принятия подобных законов «снизу» в субъектах федерации (Ханты-Мансийский АО, Башкортостан, Республика Татарстан и др.), а также наличие базовых законов в других отраслях занимающихся эксплуатацией недр, не говоря о наличии подобных законов в основных нефтегазодывающих странах мира.

    Нефтеперерабатывающая отрасль

    Важнейшей тенденцией развития не только мирового, но и российского рынка нефтепереработки является повышение глубины переработки нефти и рост объема выпуска высококачественных нефтепродуктов. Сложившаяся благоприятная конъюнктура мирового рынка нефтепродvктов является стимулом для развития отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в направлении производства и экспорта высококачественных продуктов.

    На российских предприятиях вырабатывается широкий ассортимент нефтепродуктов, значительный объем которых составляют устаревшие марки топлив и масел, качество которых не отвечает современному уровню развития техники по экономическим, экологическим и ресурсным показателям.

    Состояние внутреннего рынка моторных топлив не стимулирует производителей улучшать его качество, что во многом объясняется различием ставок акциза на низкооктановые и высокооктановые бензины. Российский рынок нефтепродуктов одинаково оценивает дизельное топливо с содержанием серы 5000 и 50 ррm (ппм). Назрела необходимость стимулирования производства экологически чистых топлив за счет установления дифференцированных ставок акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик.

    Значительное число нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий не обеспечивают необходимое финансирование модернизации производства в соответствии с заданиями Федеральной целевой программой «3нергоэффективная экономика» на 2002- 2005 годы и на перспективу до 2010 года, разделом «Модернизация нефтеперерабатывающей промышленности». Реализация инвестиционных программ осуществляется не более чем на 50 процентов. Не уделяется внимание, и не выделяются средства на развитие стратегических составляющих производства топлив и масел — катализаторов и присадок. Резко возрастает зависимость российского рынка нефтепродуктов от их импорта.

    Существуют проблемы с транспортировкой низко сернистого дизельного топлива и основного российского сорта 2000 ррm по системе магистральных нефтепродуктопроводов, в частности, с обеспечением сохранности качества исходного продукта в силу технологических особенностей перекачки (необходимы значительные дополнительные объемы резервуарных емкостей). В результате основные производители низкосернистых дизельных топлив вынуждены осуществлять его транспортировку железнодорожным транспортом.

    Увеличивается использование импортных присадок в составе наиболее массовых марок топлив и масел, идущих для закладки на хранение на комбинатах Федерального агентства по государственным резервам, применяемых в технике Министерства обороны Российской Федерации и других силовых ведомств. Доля импортных присадок в маслах высших категорий качества в настоящее время достигла почти 100 процентов.

    Преднамеренно неверное декларирование части ввозимых в Россию импортных присадок в целях занижения таможенных платежей, и ценовой демпинг используются, как инструменты расширения сбыта импортной продукции. Продолжает иметь место производство и потребление контрафактных нефтепродуктов, а также использование для производства топлив и масел добавок и присадок нерегламентированного состава, не прошедших проверку качества и не допущенных к производству и применению в установленном порядке.

    Необходимость выполнения специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609, требует принятия комплекса мер по совершенствованию автомобильного парка, качества моторных топлив и масел.

    В настоящее время российский автомобильный парк включает более 50 процентов автомобилей, не отвечающих современным требованиям по экологическим характеристикам и работающих на низкооктановом бензине (А-76), производство которого стимулируется путем установления пониженных акцизов Налоговым Кодексом Российской Федерации.

    Дальнейшее повышение качества российских нефтепродуктов, разработка и освоение производства перспективных топлив и масел с отечественными и зарубежными добавками и присадками во многом зависит от создания сертификационного испытательного центра для достоверной оценки качества нефтепродуктов и присадок к ним. Отсутствие такого центра сдерживает разработки нефтепродуктов по стандартам Евро-З, Евро-4, что препятствует выходу отечественной продукции на зарубежные рынки, а также ее использованию в России для импортной техники.

    В последние годы сформировался значительный сектор предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на выпуске малотоннажных объемов ГСМ путем смешения сырьевых компонентов в условиях отсутствия надлежащего технического, технологического и метрологического обеспечения и контроля качества товарных нефтепродуктов. В результате на рынок нефтепродуктов поступает большой объем некондиционной продукции.

    В связи с административной реформой приостановила свою деятельность Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России (МВК), что создало предпосылки для снижения контроля качества на рынке нефтепродуктов.

    Кризис нефтеперерабатывающей промышленности России 1990-1998гг. оказал негативное влияние и на состояние отраслевой науки. Длительная невостребованность научных и проектных разработок со стороны отечественной промышленности при одновременном прекращении централизованного финансирования обусловили существенные потери кадрового и научного потенциала.

    Одной из важнейших проблем является расширение производства и применения кислородсодержащих добавок в составе автомобильных бензинов и, в частности этанола. Применение этанола в составе моторных топлив позволяет улучшить их экологические свойства и увеличить объем их производства без увеличения переработки нефти. Автомобильные бензины, содержащие до 5% этанола, допущены к применению на автомобильной технике, имеется нормативная документация на такие бензины. Однако действующая в настоящее время система налогообложения спиртосодержащей продукции является препятствием более широкого применения этанола при производстве автомобильных бензинов.

    Заметное влияние на состояние рынка нефтепродуктов может оказать расширение использования газомоторных топлив. Сегодня в 157 населенных пунктах 59 регионов Российской Федерации действует 214 АГНКС, суммарной проектной производительностью 2 млрд. куб. м газа в год, что позволяет высвободить около 1,5 млн. тонн бензина и дизтоплива. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается в настоящее время примерно в 45 тыс. единиц. В текущем году им будет реализовано до 200 млн. куб. м. газа.

    В целях развития отечественного рынка ГСМ представляется необходимым предложить Правительству Российской Федерации:

    — ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проекта специального технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам»;

    — поручить Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии включить в план разработки технических регламентов разработку специального технического регламента «О требованиях к горюче-смазочным материалам, поставляемым для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу и порядку их назначения и применения в технике», предусматривающего исключение импортных компонентов из состава ГСМ для вооружения и военной техники, а также специального технического регламента «О требованиях к присадкам для топлив и масел, используемых в технике отечественного производства»;

    — разработать комплекс мер по контролю качества ГСМ на розничном рынке;

    — предусмотреть меры по ужесточению контроля за ввозом импортных присадок к маслам, присадок и добавок к топливам, включая введение отдельной таможенной группы «Присадки и добавки к маслам и топливам»;

    — поручить Федеральному агентству по техническому надзору совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации провести инвентаризацию автотранспортной, дорожно-строительной, автотракторной и сельскохозяйственной техники по номенклатуре с учетом типа двигателя, мощности, года выпуска с целью оценки текущей и перспективной потребности в топливах, маслах и присадках к ним;

    — поручить Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по энергетике при участии Министерства обороны Российской Федерации подготовить предложения по созданию отечественного испытательного центра, аккредитованного и интегрированного в зарубежные системы лицензирования нефтепродуктов по международным стандартам;

    — установить дифференцированные ставки акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик;

    — снизить акцизы на спиртовую продукцию (денатурированный этанол), используемый в промышленных целях в качестве высокооктановой добавки к автомобильным бензинам;

    — принять решение о государственной поддержке научных и проектных работ в нефтеперерабатывающей промышленности;

    — возобновить деятельность Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению топлив, специальных жидкостей, масел, и смазок.

    Утилизация попутного нефтяного газа

    Сжигание в нефтяных факелах ценнейшего углеводородного сырья¬нефтяного (попутного) газа (НПГ) является острейшей как экологической, так и экономической проблемой. По оценкам специалистов, ежегодный объем сжигания попутного газа в мире составляет более 100 млрд. куб. м, в том числе по разным оценкам около 20 млрд. куб. м — в России. По мере роста добычи нефти происходит увеличение объемов сжигаемого НПГ, что ведет к загрязнению окружающей среды и потере невозобновляемых природных ресурсов из-за низкого уровня его утилизации. За год в атмосферу выбрасывается более 400 тысяч тонн вредных веществ. Все это происходит, несмотря на принятые в 2005 году меры нормативно-правового характера, направленные на выполнение международных обязательств России в соответствии с Киотским протоколом.

    По мнению ряда экспертов одной из причин недостаточности использования НПГ в России является отсутствие законодательной и регулирующей базы, направленной на увеличение объемов переработки и использования НПГ. Существующее ценообразование на НПГ, высокие затраты на его сбор и транспортировку, ограничение доступа производителей попутного газа к газопроводам и газоперерабатывающим заводам являются серьезным препятствием при решении проблемы его утилизации.

    Вместе с тем, существующие технологии переработки и утилизации НПГ достаточно эффективны для бизнеса и на их основе складывается и расширяется практика бизнес-проектов. Создание мер, снижающих риски в реализации таких проектов и обеспечивающих их государственную поддержку – задача уже сегодняшнего дня.

    Становится очевидным, что для решения данной проблемы необходим комплексный подход в рамках долгосрочной государственной программы по рациональному использованию НПГ с учетом региональной составляющей проблемы.

    Нефтепродукты на eOil.ru

    Просмотров: 5 | Добавил: liegorva1970 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz